понедельник, 14 августа 2023 г.

В продолжении темы о нашей фотозоне "Назад в прошлое. Один день из жизни школы" "Школьная парта с историей".

 Первые чертежи школьных парт с наклонной столешницей создал швейцарский доктор Фарнер в 1860-е годы. Их прототипом стали высокие наклонные «конторки» за которыми работали писари еще со времён эпохи Возрождения.

Конструкция, позволяющая ученику сидеть лишь в строго определённой позе, очень заинтересовала гигиениста Фёдора Эрисмана. Он также родился в Швейцарии, но переехал в Российскую Империю после женитьбы на русской студентке Надежде Сусловой (она позднее стала одной из первых женщин-врачей в России).

Эрисман, обследовавший сотни учащихся 15 гимназий, заметил, что многие школьники, спустя несколько лет после начала учёбы, приобретают проблемы со зрением и позвоночником. К 1870 году, в 28 лет, он опубликовал своё исследование, разработал собственную конструкцию и выполнил подробные расчёты размеров парты, за которой было удобно писать, читать, рисовать. Такой прочный и жёсткий предмет мебели представляет собой скреплённые вместе стол и скамью. Столешница закреплена под наклоном, потому ученик сидит ровно и видит тетрадки с книгами под прямым углом на расстоянии около 40 см. Спинка скамьи прямая, поддерживающая поясницу, сама скамейка слегка заступает под передний край стола. Под столом есть подставка для упора ног.
За такой эргономичной партой ученик может сидеть только с прямой спиной, не сутулясь. Благодаря чётко продуманному соотношению высоты стола, стула и подставки под ноги, такая поза оказывается очень удобной. В разных регионах выпускали от 4 до 7 типоразмеров школьных парт ― для учеников любого роста.

"Парта Короткова ― усовершенствование конструкции"
Парты Эрисмана сначала выполнялись исключительно из дуба, что делало их очень прочными. Особая система соединения деталей не позволяла сломать парту, даже приложив некоторые усилия. Изделие почти не имело острых углов, что повышало его безопасность, но увеличивало стоимость. Но одноместные парты оказалось непросто разместить в тесных классах таким образом, чтобы всем детям было удобно.
Решение в 1887 году придумал Пётр Коротков ― учитель из Бруснятской школы, за экстремистскую деятельность сосланный на Урал. Он соединил парты попарно, добавил полочку для книг под столешницей, крючки для портфелей с двух торцов, выемки для карандашей и чернильниц в верхней части столешницы. Сама крышка парты состояла из двух половинок: ученик, вставая из-за неё, мог для удобства откинуть вверх свою часть столешницы.
27 июля 1887 года Коротков представил обновлённую школьную парту на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, проходившей в Екатеринбурге. Коротков получил за разработку диплом, серебряную медаль и патент на изобретение.

                                         








Комментариев нет:

Отправить комментарий