пятница, 23 октября 2020 г.

"Свадебные Татарские обряды и традиции"

 


Статью и фото материал подготовила Сания Магжанова, сотрудник "Татаромаклаковского краведческого музея"структурное подразделение МБУК " Народный исторический музей" .

Семейная жизнь татар с давних пор строилась на основе священной книги мусульман Корана, и именно религия послужила формированию татарской культуры, обычаев и традиций.Семья всегда являлась ценностью для татар: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Аллахом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком». В семьях девочку учили быть покорной мужу: «повиновение ему равно повиновению Аллаху», а мальчика – «господствовать над женой», при этом у мужчин поощрялось внимательное, доброе отношение к женам, что говорится в высказываниях Пророка Мухаммеда.

Фото 1 Всякому бракосочетанию предшествовал сговор, в котором со стороны жениха участвовал Яучы (сват).
Фото 2 После окончания торга и обоюдного согласия сторон с выкупом, следовал «Сөлге алу» (Сельге алу). Слово “Сөлге” в переводе означает полотенце.Самое красивое полотенце доставалось главному Свату (Баш кода)
Фото 3 Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания - Никах по сложившемуся у Татар ритуалу. Данный обряд проводился утром в доме невесты. В присутствии гостей Мулла (мусульманский священнослужитель) записывал имена и отчества, фамилии, возраст брачующихся, имена их представителей (обычно это были отцы молодых), свидетелей, сумму калыма. Затем Мулла кратко рассказывал об исламских понятиях брака, обязанностях и правах супругов, приводил примеры из супружеской жизни пророка Мухаммеда.
Фото 4 Начало свадьбы
Фото 5 Игра “ Силәзән” (“Селезнь» среди молодых людей. Для этого нужны две пустые бутылки , выпитых во время свадьбы. На горлышко каждой бутылки прикрепляют помпон, сделанный из лоскутков ткани. Посередине ставится стол. Гости садятся по кругу. Выходят два желающих участника - по одному из каждых сторон. Девушки наблюдают за игрой со стороны. Представитель жениха выступает в роли селезня, невесты – в роли утки. Берут по одной бутылке с помпоном и начинаются соревнования, напоминающие петушиные бои, которые сопровождаются песнями.
Фото 6 Утром следующего дня для молодоженов топили баню. Пока они посещают баню, друзья жениха и подруги невесты поют песни, шутят. Из бани молодой супруг выходит в новой одежде. Но прежде, чем выйти, девушки, топившие баню, требуют выкуп за баню. Не выпускают, пока жених не выплатит необходимую сумму
Фото 7 Во время плясок один гость плясал с блюдцем в руке, куда клали деньги желающие потанцевать под гармошку. Собранные деньги отдавали гармонисту
Фото 8 Утром следующего дня в доме укладывают в сундук приданое невесты
Фото 9 В дом заносят приданое, после чего невесте показывают дорогу к роднику. Она берет ведра и коромысло. Её родственница несет каравай, нож и серебряные монеты. Возле колодца молодая невестка крошит в воду монету, набирает в ведра воды, её родственница отрезает корочку хлеба и кладет рядом с колодцем. Остальной хлеб раздает девушкам. Молодую жену встречает новоиспеченный муж и они вместе заносят домой. Одно ведро несут в сарай поить скотину, из воды второго ведра ставят самовар. Затем женщины принимаются рассматривать приданое невесты, обмениваться подарками. Перед тем, как занести самовар, свекровь завязывает невестке фартук, гости спрашивают:
- Кто тебе завязал фартук
- Мама завязала.
Как только чай вскипит, невеста несет самовар на стол, разливает гостям чай. А те в свою очередь поздравляют невесту и в знак благодарности за чай, кладут на самовар подарки, деньги.

Ранее молодые после свадьбы в обязательном порядке расселялись у мужа, либо его родителей, и существовала поговорка: «Йортка кергенче – утка кер» («лучше войти в огонь, чем зятем в дом»). По сей день в татарских семьях негласно существует правило, что молодые отправляются в дом супруга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий